КиноМода: как после премьеры "Бассейна" Роми Шнайдер и Джейн Биркин стали символами пляжного гламура и стиля 60-х

Роми Шнайдер и Ален Делон. Кадр из фильма «Бассейн»

Сегодня Роми Шнайдер исполнилось бы 80 лет. Австрийская актриса прославилась в основном благодаря французскому кино, а одна из самых известных ее ролей (после императрицы Сиси, конечно) — Марианна из фильма «Бассейн» (La Piscine) 1969 года, снятого Жаком Дере. В истории кинематографа этот фильм остался по многим причинам: звездный состав, потрясающая операторская работа (впрочем, можно ли снять некрасиво на роскошном Лазурном Берегу?) и, конечно, музыка Мишеля Леграна, которая идеально заполняет собой пространство между обволакивающей неспешной богемной жизнью в летнем Сен-Тропе и колким клубком из ревности, зависти и недомолвок, перекатывающимся между главными героями.

Кажется, что художник по костюмам вряд ли будет важным членом съемочной группы фильма, где сюжетообразующей локацией является бассейн, но не в этом случае. Благодаря стараниям Андре Курреже рассматривать кадры фильма можно словно страницы модного журнала. Так вот, в честь дня рождения Роми Шнайдер (и с чувством грусти по ушедшему лету) SPLETNIK.RU решил пересмотреть картину и вспомнить, как дизайнер сделал моду частью драматургии.

Роми Шнайдер

Роми Шнайдер

Для сегодняшнего зрителя «Бассейн» — это прежде всего культовый фильм, запечатлевший атмосферу 60-х, но, поскольку сейчас дизайнеры регулярно обращаются за вдохновением к этой богатой на модные открытия эпохе, пересматривать картину стоит не только синефилам, но и фэшиониста — одежда, представленная в фильме, отлично впишется в современный гардероб. И все это благодаря творческому подходу Курреже.  

Роми Шнайдер

Дизайнер был учеником Кристобаля Баленсиаги и работал с мастером десять лет. Это сегодня бренд Balenciaga известен воспеванием эпатажа и бесформенными силуэтами. Создателю костюмов к фильму «Бассейн» еще посчастливилось получить в этом модном доме другой урок — только умелое сочетание техники, эстетики и декоративной отделки может принести гармоничный результат. Собственный стиль Курреже впоследствии отличался простотой, которая давала совершенно магический эффект. Свой дом моды, Maison de Courrèges, дизайнер открыл в 1961 году.

Важно различать стиль и моду. Мода меняется, стиль увековечивает сам себя через эту узнаваемую индивидуальность,

— любил говорить Курреже.

Роми Шнайдер и Ален Делон

Роми Шнайдер и Ален Делон

Роми Шнайдер и Ален Делон

Впрочем, в год премьеры публику не столько интересовала мода, сколько будоражила закадровая история: страстный, но полный разочарований роман Алена Делона и Роми Шнайдер к моменту съемок уже завершился, и воссоединение одной из самых красивых пар XX века в роли любовников на экране смаковали на первых полосах прессы. Известно, что именно Делон, чья популярность к концу 60-х слегка ослабла, предложил пригласить Роми на съемки, а та, конечно, ухватилась за возможность снова быть с человеком, которого любила. Актриса оставила в Берлине, куда она переехала после разрыва с Делоном, мужа Гарри Майена и их двухлетнего сына и отправилась на Лазурный Берег.

Ален Делон и Роми Шнайдер

Ален Делон и Роми Шнайдер

По сюжету фильма писатель Жан-Поль Леруа, в исполнении Алена Делона, приезжает со своей подругой Марианной отдыхать на виллу в Сен-Тропе. Идиллию нарушает визит бывшего любовника Марианны и друга Жан-Поля Гарри Ланнье (эта роль досталась Морису Роне), который приезжает в гости к паре не один, а со своей 18-летней дочерью Пенелопой (ее сыграла другая икона стиля 60-х — Джейн Биркин). Встреча четверых персонажей накаляет атмосферу под и без того жарким солнцем и приводит к трагической развязке.

Роми Шнайдер и Ален Делон

Но нам, конечно, больше интересна не драматургия, а влияние моды на фильм и фильма на моду. Волнующая атмосфера и потрясающий визуальный ряд до сих пор занимает воображение творческих людей. Так, например, весенне-летняя кампания Salvatore Ferragamo 2011 года была посвящена «Бассейну», Софи Теалле вдохновлялась чувственными образами из фильма при создании своей весенне-летней коллекции 2012 года, а Dior использовал фото Алена Делона в рекламе парфюма Eau Sauvage. В далеком же 1969-м Андре Курреже внес в фильм все, что прославило моду 60-х вообще и его модный бренд в частности, и даже помог сформировать фирменный стиль Джейн Биркин.

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма «Бассейн»

Простой, незагроможденный деталями крой характеризует гардероб героинь фильма. Модная классика появляется в фильме с первых же кадров — Роми Шнайдер плавает в бассейне в черном раздельном купальнике. В следующий раз ее героиня появляется у воды в ослепительно-белой закрытой модели. Биркин на экране тоже предпочитает бикини в монохромной гамме, а главными становятся эффектные детали вроде металлических колец. Представить такие на современных пляжах не составит труда, что лишь подтверждает правоту Курреже. 

Роми Шнайдер

Роми Шнайдер

Роми Шнайдер и Ален Делон

Роми Шнайдер и Ален Делон

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Ленивые часы в шезлонгах герои коротают в неформальном виде — Делон и вовсе чаще появляется в кадре то в полотенце, то в плавках. Они, впрочем, тоже отвечают моде — в 60-е узор пейсли вышел на новый виток популярности, во многом благодаря движению хиппи.

Роми Шнайдер

Роми Шнайдер

Роми Шнайдер

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

КиноМода: как после премьеры "Бассейна" Роми Шнайдер и Джейн Биркин стали символами пляжного гламура и стиля 60-х

Ален Делон

Ален Делон

Роми и Джейн появляются в лаконичных рубашках с подвернутыми рукавами разного кроя: от приталенных явно женских фасонов до свободных, будто с мужского плеча. Просторная рубашка бойфренда, надетая на голое тело, потом войдет в массовую культуру, и «Бассейн» явно внес немалую лепту в укрепление этого чувственного образа.   

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

В остальном, впрочем, гардеробы главных героинь различаются, что важно не только для модного разнообразия в фильме, но и для драматургической составляющей, чтобы подчеркнуть, в каких разных мирах живут Марианна и Пенелопа.

Для героини Джейн Биркин Курреже подобрал наряды в стиле преппи, ну а ключевым элементом образов стал фасон мини. Все десятилетие прошло под знаком этого в миг ставшего культовым кроя. О том, кто же первым изобрел мини-юбку, историки моды спорят до сих пор, но Андре Курреже неизменно фигурирует в списках первопроходцев вместе с Мэри Куант, Джоном Бэйтсом и художником по костюмам фильма «Запретная планета» (Forbidden Planet) 1956 года Уолтером Планкеттом.

Кадр из фильма "Бассейн"

Характерным принтом в нарядах Биркин стала клетка гингем. Именно этим принтом украшена мини-юбка, в которой ее героиня впервые появляется в кадре. Дополненный белой блузкой и туфлями на низком каблуке образ еще кажется почти сдержанным, возведенным немного в ранг униформы. Главным аксессуаром первого лука становятся массивные очки в круглой оправе — абсолютный хит 60-х, а в фильме еще и характерная деталь, подчеркивающая некую отчужденность героини, попавшей в новую среду (дальше Пенелопу в очках мы почти не видим).

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Она привыкает к новой обстановке, желание отгораживаться уходит, а в это время ее гардероб теряет некий налет формальности и становится еще более соблазнительным и подходящим для летнего дресс-кода на морском пляже. Босоногая Пенелопа резвится на берегу садового прудика в мини-платье.

Кадр из фильма "Бассейн"

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Самым эффектным нарядом, который Курреже подобрал для Биркин, стало белое вязаное платье, где прикрыт был только верх, а нижняя часть скорее напоминала рыболовную сеть.

Джейн Биркин

Запечатлен в фильме и другой культовый образ подруги Сержа Генсбурга (пара познакомилась за год до выхода фильма «Бассейн», а в 1969 году прозвучал их знаменитый дуэт Je t’aime … Moi non plus («Я люблю тебя … Я тоже нет») — синие джинсы или брюки и простая белая футболка. Этот стиль на стыке сексуальности и невинности станет фирменной особенностью Джейн и в реальной жизни. 

Джейн Биркин

Кадр из фильма "Бассейн"

Джейн Биркин

Кадр из фильма "Бассейн"

Если образы Биркин в фильме отражают перерождение томбоя в юную соблазнительницу, то гардероб Шнайдер — это воплощение роскоши, гламура и богемы (конечно, в представлениях свободных 60-х, а не сытых нулевых). Платья Марианны длиннее нахального мини Пенелопы, зато отражают другой культовый фасон того времени и, кстати, один из самых узнаваемых в творчестве самого Курреже — трапецию, а вместо вместительной плетеной корзинки в руках героини Шнайдер часто появляется аккуратный клатч. 

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Марианна примеряет и эффектные вечерние наряды. Если для более молодой (и, наверняка, бунтующей, как все 18-летние в 60-х, да и в любую другую эпоху) Пенелопы эти «взрослые» условности о смене дресс-кода в зависимости от времени суток кажутся надуманными, то для Марианны это абсолютно естественно.

В опустившейся на Сен-Тропе (да и на ее жизнь) тьме она бродит в кремовом платье с открытой спиной и воротником-стойкой. 

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Шелковое желто-зеленое платье макси с волнообразным узором стало, пожалуй, квинтэссенцией гламурной пляжной моды. Интересно отметить, что эффектный наряд Марианна дополняет обычными эспадрильями, которые носила и днем, но в остальном она очень внимательна к своему внешнему виду.

Морис Роне и Роми Шнайдер

Морис Роне и Роми Шнайдер

Если Пенелопа предпочитает, как сказали бы сейчас, natural look — ее слегка спутанные волосы развеваются на ветру и небрежно ложатся на плечи, то Марианна, напротив, постоянно расчесывает волосы.

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Роми Шнайдер и Ален Делон

Роми Шнайдер и Ален Делон

Героиня Шнайдер не упускает ни одной детали, доводя образ до безупречности и модной укладкой с начесом, и дорогими золотыми серьгами с бриллиантами, и браслетами.

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма "Бассейн"

Появляется в гардеробе героини Шнайдер и пестрое блестящее платье с V-образным вырезом — предчувствие наступающих 70-х в стиле диско.

КиноМода: как после премьеры "Бассейна" Роми Шнайдер и Джейн Биркин стали символами пляжного гламура и стиля 60-х

Став одним из самых влиятельных дизайнеров XX века и одевая женщин в изящные наряды, Курреже, кажется, относился к своему ремеслу с должной долей иронии.

Женщина по-настоящему красива только тогда, когда она нагая, и она знает об этом,

— сказал он однажды.

Так что можно сказать, что и одна из самых волнующих сцен фильма с обнаженной Роми Шнайдер на кровати проникнута стилистикой дизайнера.

Кадр из фильма "Бассейн"

Фильм «Бассейн» можно считать настоящим портфолио Андре Курреже: каждый наряд воплощает модернистский и минималистичный стиль дизайнера, отражая и влияние футуризма, который отличал эстетику 60-х, и постоянные эксперименты с геометрическими формами.  

Джейн Биркин и Роми Шнайдер

Джейн Биркин и Роми Шнайдер

Но, конечно, все мы знаем, что порой не одежда красит человека, а человек — одежду. Запомнились бы нам эти костюмы, если бы их носили другие актрисы? Для Шнайдер и Биркин съемки явно оказались не только интересным профессиональным опытом (картина стала очень популярна, что, конечно, позитивно сказалось на их карьере), но и своеобразным модным тренингом.

Роми, пережившая за несколько лет до съемок болезненный разрыв с Аленом Делоном и жившая на тот момент в Берлине, снова погрузилась в чарующую атмосферу французского шика (как отмечали биографы, Роми окончательно перевоплотилась во француженку и образом мыслей, и стилем одежды), а Джейн работа с Курреже явно помогла найти свой собственный стиль, который теперь ассоциируется с ее именем.

Нам же, пока не зарядили осенние дожди, остается только вдохновляться прекрасными творениями дизайнера и красивыми актрисами и мысленно готовиться к будущим летним приключениям.

Кадр из фильма "Бассейн"

Кадр из фильма «Бассейн»

А вам нравятся наряды героинь фильма «Бассейн»?


Комментарии закрыты.